Tulnov OV (raymond_babbitt) wrote,
Tulnov OV
raymond_babbitt

Categories:

Русский след в Южной Америке

Оригинал взят у khorenyan в Русский след в Южной Америке


Русский след в Южной Америке

Готовясь к поездке в Южную Америку я твердо решил, что посещу все русские поселения на своем пути.
Русский след на этом континенте довольно маленький, но я не мог не посмотреть на эту диковинку.

Итак, Уругвай.
Поселок Сан-Хавьер расположен на западе Уругвая, прямо на границе с Аргентиной, в отдалении от основных дорог. Эту колонию основали русские поселенцы в 1913м году. Больше я ничего про Сан-Хавьер не знал и планировал разобраться на месте.

Ранним утром выезжаю из Монтевидео и еду долгих 6 часов во второй по величине город Уругвая - Пайсанду.


Что делать дальше я представлял смутно. Надежды на общественный транспорт я не питал, поэтому в крайнем случае решил добираться до Сан-Хавьера автостопом.
Если кому интересно, то там в окрестностях есть еще пара меннонитских поселений: Gartental на ruta 24 и El Ombu на ruta 3. А еще южнее находится городок с говорящим названием Nuevo Berlin.

К счастью добираться на попутках не пришлось. На автовокзале я изучил расписание и увидел, что через час как раз будет прямой автобус до Сан-Хавьера.
В автобусе рядом со мной села пожилая женщина. Я закинул удочку и спросил не говорит ли она по-русски. Оказалось, что говорит! Мы перекинулись парой фраз и я расслабился: ну наверняка как приеду в поселок, все будут говорить по-русски и проблем в моей этнографической поездке не будет. Удовлетворившись этой мыслью, я задремал и проснулся лишь по приезду.

Сан-Хавьер - обыкновенное село.








Сейчас от русского наследия осталось пару памятников, информационные таблички, характерные названия улиц, музей и культурный центр (оба оказались закрыты), да огромные матрешки на главной площади.










Памятник первым переселенцам


В закрытом музее иммигрантов удалось поснимать лишь через стекло






Владимира Рослик - врач русского происхождения, родившийся в Сан-Хавьере. В 1984 году он стал жертвой находившейся у власти в Уругвае военной диктатуры.




Я походил, поспрашивал по-русски людей - никто не говорит, лишь один человек что-то ответил с сильным акцентом; и то, сказал, что по-русски он "не понимать".

Помимо этого я гулял и удивлялся – почему здесь нигде нету русской православной церкви?
Вот стоит явно уругвайский храм, почему же нет русского?


Наконец я отчаялся найти аутентичный русский след и купил билет в город Мерседес.

И тут мне повстречался вот такой колоритный старичок - Семикин Михайлуков.


Поговорили с ним. Ему 81 год, родился и вырос в Сан-Хавьере, при этом ни разу не был за пределами страны – даже в соседней Аргентине! В Монтевидео ездил раз двадцать за всю жизнь, да и то на футбол.
Говорит на чистом русском языке (правда периодически забывает некоторые слова), почти без акцента, а в речи использует архаичные слова: вертаться, нонче, пуще, сдюжить итд итп. Я как будто с помощью машины времени переместился в дореволюционные времена!
Семикин рассказал о своем детстве и о том какая здесь была большая русская община. Сейчас, к сожалению, в Сан-Хавьере больше уругвайцев, чем русских. Конечно есть еще пожилые люди, которые говорят по-русски и даже ездили/живут в России, но их мало.

Я спросил почему в поселке нет православной церкви и почему он не носит нательный крест. Дедок ответил очень размыто, в духе – каждый человек сам себе бог, а потом отвел меня показать "собрание".
Вижу - стоит храмоподобное здание (тоже закрытое, к сожалению), а рядом бюст отцу-основателю колонии Василию Лубкову и надпись - "Sabrana culto Новый Израиль".






Тут то мне все стало понятно - эту колонию основали сектанты, пришедшие за своим лидером Лубковым аж в Уругвай!

Лубков оказался очень интересным персонажем. Выходец из крестьянской семьи в воронежской губернии, он был в составе группы Старый Израиль, отколовшейся от позднего хлыстовста. Но стоило ее основателю умереть как Лубков, которому было 22 года, объявил себя "живым богом"? "вождем новоизраильского народа", "царем 21-го века", "сыном светлого эфира", которому "вручены премудрость и власть по всей земле" и взял руководство церковью на себя, создав секту Новый Израиль.

Последователи секты также были известны как лубковцы и считали себя "избранным народом Божиим", каковым в Ветхом Завете был Израиль (отсюда название).
А решиться на столь опасное путешествие в далекий Уругвай, лубковцы решили из-за постоянных гонений со стороны православной церкви (которой они себя открыто противопостовляли) и правительства.
Представьте себе какова была сила веры в этого человека: сотни семей бросили свою родину и решили отправиться в Уругвай! Это не Джим Джонс и комфортный перелет в Гайану в 70-х годах - люди месяц плыли через океан в полнейшую неизвестность и без знания языка.

По прибытии в Уругвай Лубков повел себя как настоящий глава секты: отобрал у всех доверенности на движимое и недвижимое имущество и стал фактически единственным владельцем всей собственности и капиталов колонии. Неугодных ему людей он просто выгонял из Сан-Хавьера.
Но это продолжалось не долго. Местные коммунисты со временем открыли глаза переселенцам на их незавидное положение и вскоре Лубкова лишили доверенностей, а Банк отказался от его посредничества, предпочитая вести дела непосредственно с хлебопашцами. Община дала трещину и Лубков, все еще обладая внушительными капиталами, решил всех бросить и вернуться обратно в Россию.
Семикин вспоминал: "Однажды Лубков уехал в Россию, да и не вернулся".
Позже я прочитал в интернете, что Лубков умер на каторге в Сибири...

А Семикин между тем показал мне свое скромное жилье.






Сундук прямиком из России. В нем его предки перевозили свои вещи в Уругвай.


Фарфоровая статуэтка тоже российская


А вот книг на русском не оказалось.
В 1972-м году военная диктатура разгромила местную библиотеку и сожгла книги во всех домах.


Вот такая история.
Я распрощался с Семикиным, пообещал прислать ему открытку из Питера и поехал в Мерседес.

Кстати, в 15км от Сан Хавьера есть колония Офир - там живут староверы, не имеющие никакого отношения к сектантскому поселку. Вот там естественно никакой ассимиляции нет и по-русски все говорят прекрасно. Я правда до туда не добрался: это очень маленькая колония, это сложно логистически (общественный транспорт не ходит, добираться только на попутках) и мне было лень. Тем более, что впереди у меня была большая староверческая колония Тоборочи в Боливии.


Итак, оказавшись в Боливии и немного разочарованный уругвайским опытом, я отправился смотреть местных староверов.

Боливийские староверы принадлежат к особому типу старообрядчества – так называемым "часовенным". Это более замкнутое и консервативное направление, вышедшее из беглопоповства.
Старообрядцы в Боливии очутились не от хорошей жизни: в 18-19 в.в. российское государство выгнало их в Сибирь и на Дальний Восток, потом пришлось бежать от революции и коллективизации в Маньжчурию и Харбин. После захвата Манчьжурии советской армией и прихода к власти коммунистов в Китае, старообрядцы начали массово переезжать в Гонконг, находившийся под британским контролем, а уже оттуда - в Южную Америку, Австралию и Новую Зеландию.

В Боливии, в двух с половиной часах езды от Санта-Круза, расположена старообрядческая деревня - Колония Тоборочи. Добраться до туда не составляет труда: на автовокзале садитесь в коллективное такси до Монтеро, потом едите в маленький захолустный городок Чане, а оттуда на мото-такси до Тоборочи.

По пути в колонию проехал бородатый мужик со славянскими чертами лица.
Отлично! Значит я на верном пути, - подумал я.

Колония ничего особенного из себя не представляет.
Вдоль дороги расположены дома поселенцев:


Домы обыкновенные, уругвайские. Никаких русских изб.






Показались первые дети.


По окружающей местности вроде и не скажешь, что это Боливия.




Дети играют в футбол


Повстречались еще дети.
Мальчики - в косоворотках, девочки - в сарафанах.






Все говорят на безупречном русском языке без капли испанского акцента. В России никто не бывал. В отличие от уругвайского Сан-Хавьера, видно, что культуру свою сохраняют. Например, в колонии есть школа, где преподают испанский (то бишь все между собой говорят исключительно на русском).

Взрослых видно не было (рабочее время - видимо все на полях работают), да и не славятся староверы особым гостеприимством, поэтому я часок погулял и поехал обратно. Напрашиваться в гости я не стал, хотя было очень любопытно.

Вот такое путешествие по русским местам.
Есть еще колонии в Аргентине (городок Choele Choel - мне туда было не по пути) и Бразилии (там я пока не был), но туда я заеду как-нибудь в следующий раз.

Tags: Народное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments