Tulnov OV (raymond_babbitt) wrote,
Tulnov OV
raymond_babbitt

Categories:

203-мм башенная батарея на мысе Суурниеми (Гора-Валдай). Форт «Серая Лошадь».

Оригинал взят у fotosergs в 203-мм башенная батарея на мысе Суурниеми (Гора-Валдай). Форт «Серая Лошадь».
203-мм башенная батарея на мысе Суурниеми (Гора-Валдай).
Неподалеку от форта «Серая Лошадь» находится береговая батарея, построенная в начале 30-х годов под башенные установки восьмидюймовых орудий линкора «Республика» («Император Павел I»).
Новая батарея на возвышенности у села Гора-Валдай проектировалась в Кронштадтском инженерном управлении еще в 1917 году, но по понятным причинам ничего так и не было построено. С потерей форта «Ино» (он оказался на территории независимой Финляндии и был уничтожен) снова встал вопрос об усилении береговой обороны южного побережья залива. В 1926 году Инженерное управление морских сил Балтийского моря вернулось к идее строительства новой батареи с крупнокалиберной дальнобойной артиллерией. Предполагалось вооружить батарею башенными установками от линкоров дореволюционной постройки, пущенных к этому времени на металлолом. Инженеры Коноплев и Старцев разработали несколько вариантов проекта, из которых специальная комиссия выбрала самый дешевый и простой для осуществления, согласно которому двухорудийные корабельные башни с линкора «Республика» устанавливались в бетонный массив без изменений так, как они располагались на корабле.
Для батареи было выбрано место у села Гора-Валдай на высоком плато в 200-х метрах от берега. У самой стройплощадки проходила железнодорожная ветка, которая была проложена к селу Устье еще в 1916 году для снабжения местной береговой батареи. Для строительства была создана специальная организация УНР №9, которая в 1928 году приступила к работам на объекте. Новая батарея получила название «батарея №9». Из-за финансовых трудностей работы по бетонированию удалось завершить только в 1930 году, после чего начался монтаж башен.
В отличие от башенной артиллерии фортов «Ино» и «Красная горка», где две 2-х орудийные башни помещались в одном гигантском бетонном массиве, башни новой батареи были размещены в небольших бетонных «стаканах» более чем в 150 метрах друг от друга. Электростанцию и котельную, расположенные в отдельном блоке, соединили с башенными блоками специальными потернами, которые для простоты были прорыты открытым способом. Подобная планировка комплекса обеспечивала лучшую живучесть всей батареи, и, что было немаловажно в те годы, позволяла существенно сэкономить на бетонировании.
Башни были изготовлены Санкт-Петербургским Металлическим заводом для линкора «Император Павел I», оконченного постройкой в 1911 году. Сам линкор еще осенью 1923 года был разрезан на металл, а его 120-мм орудия были переданы на вооружение речным флотилиям. Башни же были законсервированы и еще семь лет ждали своего часа.
К 1932 году на батарее №9 закончился монтаж артиллерии и прочих систем, были проведены первые стрельбы. В последующие годы была построена монорельсовая подвесная железная дорога от ж/д платформы к башням для подачи боезапаса, командный пункт, дальномерные посты, казармы для личного состава. Летом 1935 года батарея №9 была окончательно введена в строй и принята в состав одного из артиллерийских дивизионов укрепрайона «Красная Горка».
В годы войны вместе с орудиями «Красной горки» башенная батарея на Сурниеми защищала Ораниенбаумский плацдарм, в дальнейшем же ее постигла участь всех остальных батарей Кронштадтской крепости: в 1958 году она была снята с боевого дежурства и законсервирована, а в середине 60-х башни были демонтированы. Электростанция батареи использовалась местной военной частью до 1998 года, но затем все оборудование было демонтировано.
В настоящее время колодцы башенных установок и внутренние помещения частично заполнены водой, а все, что можно было отрезать и унести - отрезано и унесено. Но и в таком виде батарея являет собой весьма впечатляющий памятник истории и инженерного искусства.

Форт «Серая Лошадь» («Передовой», «Красногвардейский»).
Гора-Валдай. Мыс Суурниеми.
Ленинградская область.

Фотографии в альбоме «Гора-Валдай (203-мм башенная батарея)», автор Краеведъ (FotosergS) на Яндекс.Фотках

Правый (восточный) башенный блок

Башенная 8-дм (203-мм) батарея №9

Башенная 8-дм (203-мм) батарея №9

Гора-Валдай

Павловский военный лесхоз. Лесной кордон.

Запретная зона

Дальше пешком

Правый (восточный) башенный блок

Правый (восточный) башенный блок

Шахта правого башенного блока

Шахта правого башенного блока

Шахта правого башенного блока

Шахта правого башенного блока

Азимут направления стволов

Вид в тыл

Шахта правого башенного блока

Броневая стенка шахты

Башенный блок с тыла. Вход внутрь.

Входной тамбур-сквозник

Вход в подбашенную галерею

Останки вентиляции

Здесь нужно быть очень внимательным!

Подбашенная галерея (перегрузочный ярус)

Подбашенная галерея (перегрузочный ярус)

Подбашенная галерея (перегрузочный ярус)

Подбашенная галерея (перегрузочный ярус)

Подбашенная галерея (перегрузочный ярус)

Затопленная шахта башни

Корабельное железо

Азимут направления стволов

...

Люк в затопленные нижние ярусы

Подбашенная галерея

Вентиль

Бронедверь в потерну

Тамбур

Потерна в сторону силовой станции

Потерна сверху

Металлический кол для колючей проволоки

Вентиляционная шахта потерны

Силовая станция

Центральный вход (силовая станция)

Центральный вход (силовая станция)

Гора-Валдай (203-мм башенная батарея)

Герб СССР с датой окончания строительства батареи

Первый государственный герб СССР (1923–36гг.)

Вентиляционные шахты

Бронезаслонка вентиляционной шахты

Вход

Входной тамбур-сквозник

Силовая станция

Машинный зал

Помещение на втором этаже машинного зала

Котельная

Котельная

На выход

Левый (западный) башенный блок

Левый (западный) башенный блок

Вход

Вид с бруствера на колодец западной (левой) башни

Колодец левой (западной) башни

Подбашенная галерея

Бруствер

2 рота инв. №2

Вид в тыл

В обратный путь

Старое клепаное железо

Столовая

Вход в ДОТ

Развилка дорог

2-х амбразурный ДОТ у развилки дорог на форт «Серая Лошадь» и лесной кордон

Дорога в сторону форта «Серая Лошадь»

Пост часового?

Бывшая ж/д

Башня управления огнем на позициях ж/д арт. транспортеров («позиция 100»)

Батарейный пост ЖДАУ («позиция 100»)

Остатки маскировки

Батарейный пост ЖДАУ («позиция 100»)

Остатки маскировочной сетки

Лесной кордон

Запретная зона

203-мм башенная батарея

Центральный вход (силовая станция)

Герб СССР с датой окончания строительства батареи

Правый (восточный) башенный блок

Шахта башенного блока

Шахта башенного блока

Азимут направления стволов

Лесная дорога

Вид на Кронштадский рейд

Вид на полуостров Каравалдай

Графская бухта. Мыс Суурниеми.

Бывшая ж/д Краснофлотск-Батарейная (Чёрная Лахта)

Запасной командный пункт 333-й батареи

Балкон над входом

Запасной командный пункт 333-й батареи

Балкон над входом

Правый (восточный) наблюдательный бронеколпак

Правый (восточный) бронеколпак

Правый (восточный) бронеколпак

Лобовая броня не менее 195 мм

Амбразура закрыта бронезаслонкой

Левый (западный) наблюдательный бронеколпак

Броневые листы крепились заклепками

Для наглядности. Диаметр крышки объектива 65 мм

Входной тамбур-сквозник

Вид внутрь от входа

Главный коридор

Чугунная ваза

Гальюн

Скоб-трап на второй этаж

Коридор на втором этаже

Отверстие под перископ (?)

Противооткольная защита потолка

Закрытый люк в правый бронеколпак

Заплывшие траншеи на краю обрыва

Ленинградский металлический завод (ЛМЗ). ОТК-57.

203-мм башенная батарея

Правый (восточный) башенный блок

Правый (восточный) башенный блок

Правый (восточный) башенный блок

Броневая стенка шахты

Правый башенный блок (вид в тыл)

Вентиляционная шахта потерны

Работа мародеров

Графская бухта. Мыс Суурниеми.

Размещение башенной установки линкора «Республика» в бетонном блоке батареи №9

План батареи №9. Левофланговый башенный блок.

Cхема башенного блока

Механизмы подачи зарядов у корабельных орудий

Линейный корабль «Император Павел I» («Республика»), начало лета 1914 года

Линейный корабль «Император Павел I» («Республика») в районе Кронштадта, лето 1913 года

Носовая 10-дм башенная установка линейного корабля «Император Павел I»

Носовая башенная установка линейного корабля «Император Павел I»

Кормовая башенная установка линейного корабля «Император Павел I»

Кормовая башенная установка линейного корабля «Император Павел I»

Кормовая башенная установка линейного корабля «Император Павел I»

На палубе линейного корабля «Император Павел I»


Tags: Артмузей, Фортификация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments