Tulnov OV (raymond_babbitt) wrote,
Tulnov OV
raymond_babbitt

Category:

Frontier fortifications in Russia in the 16-19th centuries





Создание укреплений на границах Русского государства началось в IX в. с возведения укрепленных пунктов и валов главным образом на речных рубежах. Древние летописи рассказывают , что князь Владимир Святославич, оборонясь от кочевников, повелел строить города вдоль границ своего государства. Кроме этого, упоминание об укреплении границ Киевской Руси сохранилось в письме католического миссионера Брунона к императору Генриху II (1008 г.), в котором Брунон описывает сцену прощания с князем Владимиром на границе Киевского княжества. Прощались у ворот вала, которым, по заявлению Брунона, Владимир оградил свое государство. Укрепление представляло собой искусственно созданные земляные валы, дополнявшиеся рвами.


Змиевы валы на юге Руси:
1 - Змиевы валы;
2 - следы вала;
3 - примерное направление вала;
4 - валы раннего железного века;
5 - древнерусские города


Нашествие татаро-монголов остановило работы.

В процессе усиления Московского великого княжества в XIV в. была создана сторожевая пограничная линия по рр. Хопёр, Воронеж и Дон. В XVI-XVII вв. на южных, юго-восточных и восточных границах Русского государства строятся засечные черты.

На южной границе Московского государства главными задачами фортификационной подготовки являлись прикрытие подступов к центральной части государства от набегов крымских татар и обеспечение систематического продвижения границы государства на юг. Это достигалось созданием непрерывных укрепленных линий на наиболее опасных направлениях в сочетании с укреплением наиболее важных пунктов и продвижением строительства передовых крепостей все далее и далее на юг.

В системе укреплений Московского государства немаловажную роль играла р. Ока с ее укреплениями и Тульская засечная черта, возведенная Иваном Грозным. На укрепление р. Оки стали обращать внимание со времен Ивана Калиты. т. е. с первой половины XIV в. С течением времени вдоль Оки были возведены крепости Перемышль, Калуга, Таруса, Кашира, Коломна, Алексин и др. Большинство походов на Москву крымских татар оканчивалось на Оке или перед ней (походы 1512 г.. 1517 г. и др.).


Тульская (Большая) засечная черта XVI в.


Тульская засечная черта (часто она называется Большой засечной чертой) была возведена Иваном Грозным перед началом ливонских войн, чтобы застраховать себя от нападений крымских татар с юга. Засечная черта начиналась близ Рязани и шла на Тулу, верхнюю Оку, Белев и Жиздру, удваиваясь и даже утраиваясь в некоторых местах. Общая протяженность засечной черты - более 600 км, а с Шацкой и Ряжской засеками, лежащими восточнее Тульской, - до 1000 км.

Общий характер устройства засечной черты определялся главным образом местностью, т. е. наличием естественных препятствий - лесов. болот, рек, озер, оврагов и пр. Естественные препятствия усиливались засеками, лесными завалами, заболачиванием и т. п. Там, где не было естественных препятствий, черта состояла только искусственных сооружений - главным образом из вала и рва, усиленных надолбами, волчьими ямами и пр. По всему протяжению через известные интервалы, в зависимости от важности и характера местности; были расположены замкнутые дерево - земляные укрепления, запиравшие дороги через черту.

Общая ширина засечной черты была различной от нескольких десятков метров (только рвы и валы) до 40 - 60 км (леса); в среднем ширина черты равнялась 2 - 3 км. Охрана засечной черты была возложена на местное население. Для наблюдения же за правильностью несения охраны существовал специальный штат засечных голов, засечных приказчиков, засечных сторожей.


Засечные черты русского государства XVI-XVII вв.:
1 - Большая засечная черта (1521-1566 гг.);
2 - Белгородская черта (1635-1546 гг.);
3 - Симбирская черта (1648-1684 гг.);
4 - Сызранская черта (1683-1684 гг.);
5 - Закамская черта (1652-1656 гг.);
6 - Исетская черта (1685 г.)


Линию р. Оки и засечную черту с передовыми укрепленными пунктами на летний период (обычный период татарских набегов) занимали два войска, численностью в среднем по 10000. Войско, располагавшееся на берегу р. Оки, называлось береговым, а войско, занимавшее черту, - украинным. Чтобы войска не могли быть захвачены врасплох, была организована специальная сторожевая и станичная, служба, для которой в 1571 г. боярином Михаилом Ивановичем Воротынским был составлен, по приказу Ивана Грозного, специальный устав. Одновременно реорганизовалась и сама служба.

Суть этой службы заключалась в следующем. Далеко вперед, на десятки и сотни километров от черты, были вынесены стационарные сторожевые посты - сторожи, состоящие обычно из нескольких всадников. Сторожи вели разведку по определенным маршрутам. Каждой стороже давался определенный район для наблюдения. Система сторожей охватывала все пространство от р. Десна, у впадения в нее р. Сож, до земель донских казаков. Эта система была эшелонирована, поэтому проскользнуть незаметно через ее сеть крупным отрядам татар было почти невозможно.


Пути набегов татар на Россию


По мере расширения границ России в XVIII в. на основе опыта засечных черт возникает система Пограничных укрепленных линий, состоявших из крепостей и укрепленных городов, между которыми создавались полевые укрепления обычно в виде земляного вала иногда с деревянным тыном наверху и рва. Перед рвом устраивались засеки и ставились рогатки против конницы. Через каждые 200-600 м вал имел выступы в виде редутов, что позволяло оборонять подступы к валу продольным ружейным огнем. Охранявшие линии отряды линейных войск и казаков располагались в башнях или земляных укреплениях за валом. Устраивались сигнальные вышки, на которых находились бочки с горючим, поджигавшиеся при приближении противника.

В 1706-08 была создана укрепленная линия на западной границе по рубежу Псков - Смоленск - Брянск (ее остатки найдены недавно археологом Александровым в Псковской области), в 1718-23 - Царицынская линия в междуречье Дона и Волги. В 1724 Петр I ввёл крепостную систему обороны границ (главным образом на западе.), но полностью отказаться от пограничных линий Россия не могла ввиду большой протяжённости границ на юге и востоке. В 1731-35 против крымских татар была построена Украинская линия, которая потеряла значение после постройки позже Днепровской линии. В 1735 постройкой крепости Кизляр было положено начало созданию Кавказской линии, которая позже была продолжена до устья р. Кубани.

Уже во время Кавказской войны 1817-64 она была продвинута до р. Сунжи и на Кавказе создан ряд новых линий [Лезгинская, Лабинская, Черноморская (береговая)]. После присоединения Крыма (1783) и Кавказа (1864) к России южной линии утратили своё значение.


Пограничные укрепленные линии России в XVII и XIX вв.
1 - Укрепленная линия Псков - Смоленск - Брянск (1706-1708 гг.);
2 - Украинская линия (1731-1735 гг.);
3 - Новая Украинская (Днепровская) линия (1770 г.);
4 - Царицынская линия (1718-1723 гг.);
5 - Черноморская (береговая) линия (1837-1839 гг.);
6 - Черноморская (кордонная) линия (1792 г.);
7 - Кубанская линия (1794 г.);
8 - Азовско- Моздокская линия (1777-1780 гг.);
9 - Моздокская линия (1763 г.);
10 - Сунженская линия (1817 г.);
11 - Лезгинская линия (1830 г.);
12 - Лабинская линия (1840 г.);
13 - Урупская линия (1850 г.);
14 - Белореченская линия (1860 г.);
15 - Новая Закамская линия (1731-1736 гг.);
16 - Самарская линия (1736-1742 гг.);
17 - Оренбургская линия (1739 г.);
18 - Ново-Илецкая линия (1810-1822 гг.);
19 - Уйская линия (Верхняя и Нижняя) (1739 г.);
20 - Екатеринбургская линия (1739 г.);
21 - Новая линия (1835-1837 гг.);
22 - Тоболо-Иишмская линия (1752-1754 гг.);
23 - Старая Ишимская линия (1737 г.);
24 - Иртышская линия (1745-1750 гг.);
25 - Колывано-Кузнецкая линия (1747-1768 гг.);
26 - Новая Сибирская линия (1847-1854 гг.);
27 - Кокандская линия (1864 г.);
28 - Сырдарьинская линия (1853 - 1864 гг.);
29 - Эмбинская линия (1826г.);
30 - Акмолинск-Кокчетавская линия (1837 г.)

Границы государства даны на 1900 год.


Для закрепления заволжских территорий в 1731-36 была построена новая, Закамская линия в 35-85 км впереди старой засечной черты, частично смыкаясь с ней. В 1736 было начато строительство Оренбургской линии, которая позже делилась на несколько "дистанций": Нижнеуральскую, Самарскую, Сакмарскую, Красногорскую, Орскую, Кизильскую. Затем были построены Уральская и Уйская линии. Ещё в 1716 началось строительство Сибирской линии (делилась на Тоболо-Ишимскую, Иртышскую и Колывано-Кузнецкую), которая в начале XIX в. состояла из 124 крепостей и укреплений. Она постепенно продвигалась на юг и в середине XIX в. достигла на востоке форта Верный (ныне Алма-Ата) и на западе устья Сырдарьи.

После присоединения Средней Азии (1868) все эти пограничные укрепленные линии были упразднены. В Восточной Сибири до конца XIX в. существовали Нерчинская и Селенгинская линии, состоявшие из казачьих постов для охраны от контрабандистов и хунхузов и поимки беглых каторжников.

К концу XIX в. в России всюду утвердилась крепостная система прикрытия границ, которая (как и в других государствах) просуществовала до 1-й мировой войны 1914-18, а в 30-е годы XX в. была заменена системой укрепленных районов...

Итого, полная карта южных и восточных линий:

1 - Укрепленная линия Псков - Смоленск - Брянск (1706-1708 гг.);
2 - Большая засечная черта (1551-1556 гг.);
3 - Белгородская черта (1636-1640 гг.);
4 - Симбирская черта (1648-1654 гг.);
5 - Сызранская линия (1683-1684 гг.);
6 - Украинская линия (1731-1735 гг.);
7 - Новая Украинская (Днепровская) линия (1770 г.);
8 - Царицынская линия (1718-1723 гг.);
9 - Черноморская (береговая) линия (1837-1839 гг.);
10 - Черноморская (кордонная) линия (1792 г.);
11 - Кубанская линия (1794 г.);
12 - Азовско- Моздокская линия (1777-1780 гг.);
13 - Моздокская линия (1763 г.);
14 - Сунженская линия (1817 г.);
15 - Лезгинская линия (1830 г.);
16 - Лабинская линия (1840 г.);
17 - Урупская линия (1850 г.);
18 - Белореченская линия (1860 г.);
19 - Старая Закамская линия (1652-1656 гг.);
20 - Новая Закамская линия (1731-1736 гг.);
21 - Самарская линия (1736-1742 гг.);
22 - Сакмарская дистанция (1739-1742 гг.);
23 - Оренбургская (Нижняя, и Верхняя Яицкие) линия (1739 г.);
24 - Ново-Илецкая линия (1810-1822 гг.);
25 - Уйская линия (Верхняя и Нижняя) (1739 г.);
26 - Исетская линия (1685 г.);
27 - Екатеринбургская линия (1739 г.);
28 - Новая линия (1835-1837 гг.);
29 - Тоболо-Иишмская линия (1752-1754 гг.);
30 - Старая Ишимская линия (1737 г.);
31 - Иртышская линия (1745-1750 гг.);
32 - Колывано- Кузнецкая линия (1747-1768 гг.);
33 - Новая Сибирская линия (1847-1854 гг.);
34 - Кокандская линия (1864 г.);
35 - Сырдарьинская линия (1853 - 1864 гг.);
36 - Эмбинская линия (1826г.);
37 - Акмолинск-Кокчетавская линия (1837 г.)




По этому делу есть две отличные книги:


Загоровский В.П. Белгородская черта, Воронеж, 1969
Загоровский В.П. Изюмская черта. Воронеж, 1980 г.



Вторую в сети можно поискать, кстати...
Tags: Засеки, Крепости, Линии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments