Tulnov OV (raymond_babbitt) wrote,
Tulnov OV
raymond_babbitt

Categories:

Кино, самолеты и архитектор Каракис

Оригинал взят у glavholod в Кино, самолеты и архитектор Каракис
  Как обещал, немного о поездке в поселок Озерное под Житомиром.
Собственно, больше всего этот поселок известен как бывшая база Дальней Авиации СССР. Сейчас это один из немногих действующих аэродромов военной авиации Украины, где все еще есть «живые» самолеты и проходят регулярные полеты. Во времена СССР на аэродроме в Озерном базировался 341 полк Дальней Авиации на ТУ-22, а сейчас там …тсс,обещал военным хранить тайну несколько еропланов типа МИГ-29 и СУ-27, на посмотреть полеты которых я давно напрашиваюсь.


  Попасть в Озерное сейчас несложно. Можно ехать из Житомира (даже на автобусе) через  поселок Гуйва, рядом с которым располагалась в 41-42 году ставка Гиммлера «Хегевальд», а можно прямо с трассы Житомир-Бердичев через поселок Скоморохи, по совершенно сказочного вида неровной брусчатке, которую положили советские военнопленные в 41-42 годах.

  Сам же аэродром действующий, а потому попасть к стоянкам самолетов не получится. Зато можно изучить местные заборы, которые явно сделаны из фрагментов металлической ВПП чуть не не 50-х годов. За заборами спрятано изрядное кол-во всяческих аэродромных и связных машин, прожекторов, радаров, антенн и прочего добра. Говорят, что сие есть база хранения и ремонта техники. Хотя никаких признаков ремонта я там не заметил.

Зато весьма впечатляет памятник ТУ-22 , который стал памятником «случайно».

  Самолёт посадил с убранным шасси капитан Жеребцов, его восстановили, но он уже не летал. Первоначально бортовой номер был красный «09». Как памятник, его поставил командир дивизии М.М.Опарин, номер стал 90. Уже после 1992 года звёзды заменили трезубцем, бортовой номер поменяли на синий «07».
[Подробности аварии]

Авария самолета Ту-22К 29.08.86 г.
Метеоусловия: безоблачно, видимость 10 км, ветер встречный, 2 м/с.
Обстоятельства
Экипаж командира корабля капитана Ж., военного летчика 1-го класса, выполнял тренировочный полет ночью по кругу с заходом на посадку в закрытой кабине. Во втором заходе, на траверзе, летчик в нарушение Инструкции экипажу самолета Ту-22 принял решение на выпуск шасси после третьего разворота, о чем доложил экипажу, но не выпустил их, карту контрольных докладов не прочитал, а экипаж ему об этом не напомнил.
При выполнении четвертого разворота командир корабля доложил РП: «На четвертом, шасси выпущено, с посадкой, остаток 6 т», не проконтролировав по зеленым сигнальным лампочкам их фактический выпуск. При пролете ДПРМ повторно доложил о выпуске шасси и механизации, снова не убедившись в их выпуске по сигнализации. Приземление самолета с убранным шасси произошло с расчетом 650 м, на скорости 300 км/ч, с перегрузкой 1,25, в 10 м левее оси БВПП на хвостовую часть с последующим касанием внутренними секциями закрылков, опусканием на гондолы шасси и фюзеляж.
Посадочная масса — 56,5 т, остаток топлива — 6 т. Через 1800 м после касания БВПП самолет остановился. По команде РП экипаж на пробеге выключил двигатели и обесточил самолет, после остановки покинул самолет через аварийные люки. Экипаж невредим. ГРП из-за отсутствия внешней сигнализации выпуск шасси проконтролировать не могла.
Самолет получил значительные повреждения нижней части фюзеляжа.
Причины. Недисциплинированность экипажа, выразившаяся в грубом нарушении Инструкции экипажу самолета Ту-22 и карты контрольных докладов.
Виновники. Командир корабля и его экипаж.


Фото ТУ-22К после аварии



Сейчас этот самолет - памятник погибшим летчикам.

Мне удалось с моим провожатым дойти до штаба части, возле которого установлен еще один авиапамятник – МИГ-23 МЛД, из состава 894 ИАП ВВС Украины, который ведет свою историю с 1943 года и базировался тут до расформирования.
  А потом я встретился с майором Димой, который заведует местным Домом офицеров. Можно смело отнести местный Дом офицеров к памятникам архитектуры. Ведь построен он был в 1936 году по проекту известного киевского зодчего Иосифа Каракиса. Среди работ архитектора Каракиса киевляне знают Музей Истории Украины, Дом Офицеров на Грушевского и немало жилых домов, среди которых и «дом-самолет» у метро «Арсенальная».

Гарнизонный Дом офицеров. Бусик у входа – «какие-то молдаване торговать приехали», по словам майора Димы.

Кстати, по этому проекту было построено 3 Дома офицеров, но сохранился только один – в Озерном. Сам же аэродром и поселок стал Озерным в 1959 году, а до того именовался «Скоморохи» по имени соседнего села. А вот так выглядел Дом офицеров в Новоград-Волынском.
Сейчас Дом офицеров выглядит не лучшим образом, но интерьеры до сих пор «внушають».

Сохранился и Музей боевой славы, застывший в 70-х. Впрочем, если кому интересна история АДД и конкретно 4 ГвБАК (как мне,например) – там можно найти кое-какие любопытные фото (иногда даже с пояснениями)
.

  Аэродром «Озерное» известен еще и тем, что тут снимался отличный фильм о летчиках-испытателях «Нежность к ревущему зверю» , о котором я упоминал в рассказе о киевской «Чайке».

Александр Чупин,
военный летчик
«Ту-22.Взгляд из кабины»
— В Озёрненском полку хранилась кинозапись катастрофы капитана Варваричева, когда на выравнивании самолёт взмыл вертикально вверх и упал на хвост, её показывали всем вновь прибывшим лётчикам. Эту запись первоначально использовали в первых кадрах фильма «Нежность к ревущему зверю». Фильм снимался в Озёрном. Было снято много эпизодов с полётами Ту-22. Пилотировали командир полка Витязев В., командир эскадрильи Казаков Ю. и его зам. Куцаков Н. Нам показали эти полёты, и мы пришли в восхищение от увиденного, особенно понравились полёты на «преступно» малой высоте. Первыми зрителями были мы, затем фильм был отправлен в Москву на утверждение, где его забраковали. Вскоре пригнали из Тамбовского ВВАУЛ самолет Ту-134 УБЛ и заново отсняли полёты. На экран фильм вышел без Ту-22, а жаль: такие красивые были съёмки. Кое-где остались фрагменты катапультных кресел, видимо цензор, плохо знал самолёт. Руководство полка просило не вошедшие в фильм съёмки оставить в полку, но киностудия этого не сделала. Может быть, эти пленки и по сей день лежат в её архивах?

Вот так вот выглядели ТУ-22 КД из 341 полка в Озерном.Летчики называли ТУ-22 "Шилом".
  Бывший командующий Дальней Авиацией В.В.Решетников пояснял, что все кадры с Ту-22 из фильма были вырезаны цензурой совершенно необоснованно. В то время было много политического шума, связанного с появлением Ту-22М. Однако убедить военных чиновников в том, что Ту-22 и Ту-22М два совершенно разных самолета, не удалось даже ему. Кстати, эпизод фильма с аварийной посадкой снимался уже не в Озерном, а в Узине - еще одной базе ДА под Белой Церковью. А «бытовые» эпизоды фильма снимались в Новогуйвинске (соседний поселок с танковым заводом), Житомире и даже в Алуште.
Вместо эпилога – песня Юрия Визбора из фильма «Нежность к ревущему зверю»
А на полеты в Озерное я обязательно прорвусь )





Tags: СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments